23.05.2024 242

В России опубликовали первое учебно-методическое пособие по фантомам для обучения ультразвуковой диагностике

Поделиться

В России опубликовали первое учебно-методическое пособие по фантомам для обучения ультразвуковой диагностике

Ученые Центра диагностики и телемедицины ДЗМ разработали учебно-методическое пособие по использованию фантомов для обучения методикам ультразвуковой диагностики. В нем представлены основные сведения о самих моделях органов, образовательные блоки с методикой проведения исследования, а также задания для самоконтроля. Это позволит повысить качество обучения и довести до автоматизма необходимые навыки. Первое в России учебно-методическое пособие по этой теме будет полезно студентам-медикам, врачам, а также профильным организациям. Об этом сообщил главный внештатный специалист по лучевой и инструментальной диагностике Департамента здравоохранения города Москвы, директор столичного Центра диагностики и телемедицины Юрий Васильев.

 

«‎Ультразвуковое исследование является одним из самых распространенных методов диагностики, качество которого напрямую зависит от квалификации врача. В процессе обучения очень важно использовать фантомы, поскольку они позволяют развить необходимые навыки до применения на реальных пациентах: взятие биопсийной пробы, проведении пункции, анестезии. Ученые Центра диагностики и телемедицины столичного Департамента здравоохранения разработали первое в России учебно-методическое пособие по использованию фантомов в процессе обучения ультразвуковой диагностике, которое позволит познакомиться с ними: строение и методики их применения в образовательном процессе. Кроме того, чтобы закрепить полученные знания обучающимся предлагается выполнить задания для самоконтроля», — поделился Юрий Васильев.

 

Новые разработки ученых в сфере технологий позволяют использовать при создании фантомов улучшенные материалы, которые повышают имитируемые параметры моделей. Изделия изготовлены из силиконоподобного вещества. Они достоверно имитируют ультразвуковые свойства человеческих тканей и могут применяться многократно.

 

В ходе опроса, проведенного среди преподавателей медицинских учреждений высшего образования России, 95% респондентов сообщили, что для повышения качества обучения необходимо использование современных антропоморфных фантомов в образовательных программах. В Центре диагностики и телемедицины ДЗМ проходят мастер-классы не только для специалистов ультразвуковой диагностики, но и для преподавателей, которые внедряют в свою практику современные образовательные технологии.

 

«‎Практические занятия с использованием фантомов существенно повысят уровень компетенций обучающихся. Они передают тактильное восприятие, сопротивление тканей, а также воспроизводят реалистичную ультразвуковую картину тканей, как здоровых, так и с наличием патологических изменений. С помощью учебной модели можно улучшить свои навыки при выполнении различных исследований, включая обнаружение патологий при использовании ультразвукового контроля», — рассказал заместитель директора по образовательной деятельности Центра диагностики и телемедицины ДЗМ Александр Бажин.

 

Ученые Центра диагностики и телемедицины ДЗМ разработали модели молочной и щитовидной железы, фантом печени, фантом, имитирующий сосуды и нервы человека. Всего в лаборатории центра создано шесть таких моделей. Они помогают врачам в клинической практике при проведении ультразвуковых исследований, маммографии, пункции щитовидной и молочной железы, а также проведения малоинвазивных вмешательств на лице под контролем УЗИ.

 

Центр диагностики и телемедицины стал научной базой для разработки и внедрения в клиническую практику передовых решений для лучевой и инструментальной диагностики. Собственные разработки фантомов и медицинских симуляторов, образовательные курсы помогают обучать врачей, рентген-лаборантов и молодых специалистов. Сотрудники центра разработали более 800 научных материалов и образовательных программ. В начале этого года вышло первое учебное пособие по подготовке набора данных для искусственного интеллекта в сфере здравоохранения. В нем описываются практические методы разработки, обучения и тестирования сервисов искусственного интеллекта в лучевой диагностике.