Лучевая диагностика, пожалуй, самое молодое и самое активно развивающееся направление медицины. И хотя нехирургические исследования уже широко распространены, мы все еще многого не знаем о них, а зачастую больше верим мифам и слухам. Чем отличаются КТ и МРТ? Правда ли, что эти исследования – верный способ сразу поставить диагноз и подобрать лечение? Эксперты Центра диагностики и телемедицины развенчивают мифы вокруг своей специальности и рассказывают «Газете.Ru», как развивается радиология в Москве.
1. По сути, все радиологические обследования одинаковые.
В арсенале современного врача-рентгенолога пять основных методов исследований: рентгенодиагностика, компьютерная томография (КТ), ультразвуковая диагностика (УЗИ), магнитно-резонансная томография (МРТ) и радионуклидная диагностика. А также методы, направленные на один конкретный тип исследования – маммография и флюорография, совмещенные гибридные методы и десятки методик исследования. Все они были разработаны не случайно и имеют ряд особенностей. Самый старый из известных науке методов исследования человеческого тела — рентгенография, позволяющий с помощью облучения увидеть кости и органы на двумерном изображении. Первый рентгеновский аппарат в России разработан в 1896 году профессором А.С. Поповым. Еще тогда, в конце позапрошлого века, начали проводиться первые рентгенодиагностические исследования.
Следующим шагом — «продвинутым» рентгеном — можно назвать компьютерную-томографию (КТ), впервые проведенную 1 октября 1971 года. При этом методе одновременно выполняются десятки и даже сотни снимков, собирающиеся в трехмерное изображение. В современной диагностике чаще всего метод используется для визуализации органов груди и живота, костных изменений и применяется для подготовки к сложным хирургическим вмешательствам.
Также на вооружении у современной медицины есть два метода, использующих не радиационные методы. Ультразвуковое исследование (УЗИ) – дает хорошее изображение поверхностных структур, мышц и лимфатических узлов. Чаще всего пациенты сталкиваются с УЗИ, когда нуждаются в исследовании органов живота и малого таза. Магнитно-резонансная томография, как и УЗИ, не использует рентгеновские лучи, но позволяет сделать очень четкие изображения. На МРТ хорошо видны мягкие ткани, мозг и хрящи.
Еще один метод, радионуклидная диагностика – это исследование «наоборот». Вместо того, чтобы облучать пациента снаружи, в его тело вводят радиоактивный препарат, излучение от которого улавливает компьютер. Это действительно сложный тип исследования, который чаще всего используется в онкологии, так как позволяет увидеть образования и метастазы, не проявляющиеся при других методах. Все эти исследования доступны в московских поликлиниках по ОМС, но не стоит забывать, что проводятся они только при наличии показаний. Только врач определяет, какой вид диагностики нужно использовать. При назначении исследования пациенту врач в каждом конкретном случае учитывает, какую информацию нужно получить, а также предыдущую историю болезни и лечения пациента.
2. Все «просвечивающие» обследования очень-очень вредные.
Современная рентгенология и радиология придерживаются принципа ALARA — «As Low As Reasonably Achievable», то есть советуют подвергаться настолько малому количеству радиации, насколько это разумно и возможно. Лучевые исследований не выходят за границы безопасного для человека уровня излучения. За год человек в среднем получает 2–3 мЗв — миллизиверта – радиации, это число может быть в два раза выше в горных местностях, но даже к воздействию больше чем в 10 раз можно приспособиться, если облучение идет небольшими дозами. Согласно санитарным нормам, приемлемой для медицинского персонала считается средняя доза 20 мЗв в год за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв в год. Для пациентов в среднем 1 мЗв в год, но не более 5 мЗв в год.
Так, дозовая нагрузка при рентгеновском исследовании одного зуба в стоматологическом кабинете в среднем составляет не более 0,005 мЗв. Столько же радиации человек получит за 1 час полета на самолете или просто прожив 24 часа. Поэтому стоматологи могут безбоязненно и безопасно сделать за прием столько снимков, сколько нужно, чтобы оценить фронт работ и качественно их выполнить. А вот такие серьезные исследования, как, например, КТ с контрастным веществом, имеют уже более значимую лучевую нагрузку. Они не проводятся без направления врача. Все специалисты отделений лучевой диагностики городских поликлиник и больниц знают нормы дозирования лучевой нагрузки, поэтому важно рассказывать врачу обо всех пройденных за год исследованиях.
3. КТ и МРТ выявляют любое заболевание и ими можно заменить другие анализы.
Миф о всесильности лучевой диагностики и возможность самостоятельно записаться на исследования зачастую приводят к лишнему облучению и ненужным тратам. У всех исследований и анализов есть четкие показания, а прохождение КТ и МРТ «для профилактики» может только навредить. МРТ изучает состояние тканей, но может показать не всю картину при исследовании костей. При исследовании легких предпочтительнее рентген или КТ, а о щитовидной железе гораздо больше расскажет УЗИ, чем МРТ. В первую очередь нужно ориентироваться на потенциальную пользу от исследования.
Невозможно, да и не нужно с помощью лучевой диагностики проверять сразу все тело — это поиск иголки в стоге сена. Сначала необходимо обратиться для консультации к терапевту или врачу узкой специализации, который подберет именно те диагностические методы, которые оптимально подходят в вашем случае. Описанием же снимков займутся уже другие специалисты – врачи-рентгенологи, которым в сложных диагностических случаях помогут эксперты референс-центра лучевой диагностики.
4. Даже в Москве сложно сделать МРТ или КТ бесплатно.
Этот миф остается стойким из-за того, что многие частные клиники имеют аппараты КТ и МРТ и активно рекламируют свои услуги. В действительности исследования на этих аппаратах давно доступны по полису ОМС, если у пациента есть направление лечащего врача.
На сегодняшний день в поликлиниках Москвы бесплатно проводят самые разные исследования. Недавно в городе появилась возможность пройти бесплатно по ОМС даже ПЭТ/КТ, которое делается по направлению из онкодиспансера по месту жительства или от врача-онколога государственной больницы.
5. Врач, который помогает правильно расположиться на аппарате, и врач, который смотрит снимки – один и тот же человек. Он же может поставить диагноз.
Проходя лучевые исследования, пациент оказывается в руках целой группы профессионалов. Врачи-клиницисты дают направление на определенное исследование, во время его проведения рядом с пациентом всегда находится рентгенолаборант, который отвечает за правильное выполнение и безопасность. Дальше снимок попадает к врачу-рентгенологу, который интерпретирует, а при необходимости рекомендует направить пациента на другие исследования. Окончательный диагноз ставит врач-клиницист или врач узкой специализации, который направил пациента на лучевое исследование.
В 2019 году в Москве был развернут новый проект — Референс-центр лучевой диагностики, который позволяет сделать интерпретацию и описание исследований еще более профессиональными и быстрыми. Как и все врачи, врачи-рентгенологи зачастую специализируются на определенной анатомической области, например, исследовании головного мозга или органов брюшной полости. Работа в Референс-центре позволяет врачам повысить квалификацию, а пациентам получить удаленную консультацию от эксперта, специализирующегося на исследованиях в конкретной области, причем благодаря телемедицинским технология сделать это можно в ближайшей поликлинике. Расширяясь, Референс-центр станет площадкой для работы врачей-рентгенологов, которая позволит контролировать качество исследований, консультироваться с коллегами в сложных случаях, запрашивать «второе мнение», а также снизить время получения пациентом снимков.
6. В лучевой диагностике ничего не изменилось с момента изобретения МРТ.
Лучевая диагностика, пожалуй, самое молодое и самое активно развивающееся направление медицины, несмотря на то, что скоро она отпразднует свое столетие. Врачи и ученые стремятся к тому, чтобы максимально сократить дозовую нагрузку на пациента и получить максимум информации из одного исследования. Около трех лет назад была разработана и внедрена технология низкодозной компьютерной томографии (НДКТ), позволяющая проводить исследования с гораздо меньшей лучевой нагрузкой. Для получения максимально четких изображений используют методы гибридной визуализации — позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) объединяют с КТ или МРТ.
В 2015 году благодаря Центру диагностики и телемедицины в Москве появилась уникальная для мировой системы здравоохранения информационная система «Единый радиологический информационный сервис» (ЕРИС), объединившая в единую сеть все городские отделения лучевой диагностики. Теперь врачи-рентгенологи оперативно получают информацию о предыдущих исследованиях пациента, узнают о вышедшем из строя оборудовании, его эксплуатации и простое. Новым помощником врача становится искусственный интеллект: одни алгоритмы учатся распознавать речь и заполнять онлайн-документацию под диктовку, другие — анализировать медицинские изображения и подсказывать врачу-рентгенологу места, на которые стоит обратить особенное внимание.