05.02.2020 618

Как управлять качеством в медицине системно

Поделиться

На прошлой неделе в бизнес-школе «СКОЛКОВО» прошла образовательная программа «Системное управление клиникой». В центре внимания ее спикеров были лучшие практики российской и мировой систем здравоохранения, исследования в области эффективного управления, экономики и информатизации национальной системы здравоохранения.

Программа направлена на формирование системного подхода к управлению клиниками, включая операционную эффективность, позиционирование на рынке, использование современных технологий и управление людьми, отметила директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО Наталья Комарова.

Одному из ключевых элементов современной системы здравоохранения - системе управления качеством в медицине – была посвящена лекция профессора, директора Центра диагностики и телемедицины Сергея Морозова.

Управление изменениями и внедрение инновационных решений для повышения качества в медицине должно осуществляться, прежде всего, через улучшение бизнес-процессов в клиниках, отметил профессор Морозов, эксперт в области медицинского менеджмента.

По экспертным оценкам, ежегодно в США из-за допущенных в медучреждениях ошибок умирает до 100 тысяч пациентов. Между тем, успешная практика в развитии клиник в мире показывает прямую связь между сокращением смертности пациентов и повышением качества оказания им медицинской помощи. Для этого разрабатывается соответствующая программно-целевая система, предполагающая сбалансированность показателей клиники с учетом произведенных ею затрат.

«Стратегия и план действий по повышению качества медицинской помощи в клиниках должны быть конкретными и выражаться в измеряемых результатах, а процесс воплощения - встроенным в ежедневную рутину бизнеса. Все процессы должны контролироваться и иметь четкие сроки исполнения», - обозначил факторы успешности Сергей Морозов.

Среди параметров качества и безопасности оказываемой медпомощи он отметил эффективность персонала, частоту повторных госпитализаций и их длительность, нежелательные явления и уровень неудовлетворительных клинических исходов в лечении, показатель смертности и внутрибольничных инфекций. Важны также финансовые показатели, обновление активов клиники, задачи по прибыльности бизнеса. В результате учета этих факторов клиники, помимо финансовой успешности, получат удовлетворенных пациентов и минимизацию врачебных ошибок.

Отдельное внимание было уделено подробному анализу управления качеством медпомощи в клиниках. Слушателей интересовало, от чего зависит правильная разработка и внедрение целевых показателей, порядок и стандарты деятельности, мониторинг, аудит и оценка этой деятельности, а также качественная обратная связь с пациентами.

Говоря о новых инструментах управления качеством, Сергей Морозов обратил внимание на возможности цифровых технологий.

Один из примеров по изменению подхода к организации и контролю качества медуслуг - реформа службы лучевой диагностики в Москве. За счет создания радиологического сервиса полного цикла (ЕРИС) сейчас в едином информационном пространстве работает более 500 специалистов из всех столичных поликлиник. «На основе дистанционного модуля оценки качества эксперты выявляют расхождения в исследованиях врачей-рентгенологов. В результате количество значимых расхождений в описании снимков снизилось с 6,8% до 2,8%. Также выстроена система мотивации врачей к качественной работе и постоянному повышению их квалификации», - сообщил Сергей Морозов.

Показательными стали результаты короткого опроса слушателей на лекции. Оценивая качество оказания медпомощи в клиниках по 10-бальной шкале, большинство медицинских работников поставили своим клиникам в среднем 7 баллов.