24.06.2021 770

Digital Diagnostics: интервью с издателем

Поделиться

Digital Diagnostics: интервью с издателем

Digital Diagnostics понемногу набирает обороты: первые цитирования статей уже появились в Scopus, а в новый выпуск подают свои работы европейские команды. Почему идея «вырастить» в России новый научный журнал мирового уровня – не самонадеянность, а здоровые амбиции, рассказал президент издательства «Эко-Вектор» Игорь Родин.
 

– Игорь Геннадьевич, через Ваши руки прошло множество научных журналов. Есть ли что-то, чем Digital Diagnostics от них отличается? 

Главная особенность журнала – его команда. Над Digital Diagnostics работают люди, которые с самого начала проявили огромную целеустремленность и заинтересованность в успехе, поставили себе очень высокую планку. Редакция до сих пор собирается каждую неделю, чтобы обсудить вопросы, связанные с изданием: редакторов выпуска, авторов, рецензентов, отдельные статьи. Если нужно, мы встречаемся еще чаще.

Трехъязычные научные журналы были и раньше (Digital Diagnostics публикуется на английском, русском и китайском языках), «Эко-Вектор» тоже выпускает такие издания. В этом смысле Digital Diagnostics не первый, но очень удачный: при его запуске мы уже знали, как избежать прошлых ошибок и, наоборот, применить лучшие практики.

– А когда вообще в России появился этот тренд?

– Больше двух лет назад. Я сам встречался с китайскими партнерами, и они в один голос говорят о том, что Востоку очень интересны российские исследования. Китай сегодня – главный драйвер науки, при этом в большинстве случаев коллеги знают английский язык не очень хорошо – часто даже хуже, чем некоторые наши соотечественники. Мы решили, что журнал будет мостиком, который свяжет страны, где научные работы публикуются на разных языках. При этом нам очень хочется, чтобы и русский язык сохранил свое значение.

Раньше на пересечении торговых путей росли богатейшие купеческие города. Так и здесь: мы считаем, что на пересечении информационных потоков можно «выстроить» журнал, который станет лидером мировой науки. Тем более выбраны очень актуальные темы: оцифровка информации, работа с большими данными, аналитика, применение новых технологий в клинической практике. Все это сейчас нужно и важно.

– Это серьезные амбиции. Почему Вы считаете, что новый журнал ждет такой успех, когда в мире есть старые, авторитетные издания?

– Все с чего-то начинали. Даже Nature изначально был обычным научно-популярным журналом. Тем не менее сейчас это один из самых сильных научных журналов в мире, если не самый сильный. Мне кажется, здесь важно выбрать правильный момент, успеть начать, когда ваши темы наиболее востребованы. 

Конечно, время покажет, какое будущее ждет Digital Diagnostics. Но самое сложное в запуске журнала – первый этап. Поэтому то, что журнал уже вышел и состоялся, не имея рекламы и гигантской аудитории, очень показательно. Это сильное, интересное издание: у него большое количество просмотров, много скачиваний отдельных статей, несколько цитирований уже попало в Scopus – а ведь вышло всего два номера. Мне кажется: это говорит в пользу того, что впереди у нас большой успех.

– Как Вы  планируете развивать журнал, привлекать новых читателей?

– Мы занимаемся PR-поддержкой Digital Diagnostics с самого начала проекта: например когда вышел первый номер журнала, провели одноименную конференцию, на которой авторы рассказали о сути своих работ. Это сразу привлекло внимание специалистов, и журнал попал на нужные радары. Но мы занимаемся не только продвижением конкретного журнала, но и развитием самого бренда «Эко-Вектор». Сейчас в России нет крупных научных издательств уровня Elsevier, Springer Nature или Wiley. Можно сказать, что самый крупный наш издатель – Российская академия наук (РАН), но и она работает через аутсорсинг, отдает на сторону издательские процессы. При этом у РАН нет ни технических, ни медицинских журналов. Наша задача – в первую очередь развивать эти направления.

На платформе «Эко-Вектора» сейчас издается 53 научных журнала в разных областях медицины. Мы хотим довести их число хотя бы до 100, чтобы у нас был пул, который можно комплексно продвигать, в том числе за рубежом. Добавьте к нему 150–200 изданий других тематик, и вы получите издателя, с которым можно считаться. Это принесет новые  возможности: от участия в выставках до сотрудничества с крупными потребителями информации – в том числе в рамках национальной подписки. Вообще, хотя сейчас есть тенденция делать науку открытой, самые крупные журналы – уровня Nature, Lancet, Science, Cell – все равно остаются подписными. Digital Diagnostics использует модель Platinum Open Access, но в будущем мы можем ее изменить. 

Я считаю так: если журнал издается не по остаточному принципу, команда работает с полной отдачей, все будет в порядке. Да, в России сейчас издается около 6 тысяч научных журналов, но действительно научных из них меньше половины – а тех, которые хотят сделать что-то важное и новое, наверное, всего несколько сотен. Мы хотим, чтобы Digital Diagnostics был лучшим из них, и поэтому очень внимательно относимся к качеству публикаций. У нас весьма жесткий отбор: к экспертизе каждой рукописи привлекается не менее трех рецензентов, в том числе иностранных. Авторам статей, получивших одобрение рецензентов, мы помогаем переработать результаты своих исследований, чтобы представить их в соответствии с международными стандартами и требованиями для оптимальной индексации. Это, нам хочется верить, позволит включать опубликованные статьи в мировые систематические обзоры и метаанализы и тем самым существенно влиять на реальную клиническую практику.